Ортодонт-гнатолог в спб (санкт-петербург). Леонтьева Алена Владимировна

лого

Номер телефона

ЛЕЧЕНИЕ ВИСОЧНО-НИЖНЕЧЕЛЮСТНОГО СУСТАВА (ВНЧС)

Височно-нижнечелюстной сустав особенный. Он представляет собой целую биологическую систему и неразрывно связан с организмом. Да, по многим признакам ВНЧС схож с другими суставами. Однако те функции, которые на него возложены, обуславливают структурные отличия, особенности клиники заболеваний, масштабность влияния патологических отклонений на организм и лечение. В частности, исправление прикуса в большинстве случаев возможно только после снятия мышечного гипертонуса или изменения степени окклюзии. А значит, дело не в зубах. Лечить нужно гнатологическую патологию.

Мало кто из современных рядовых специалистов в области стоматологии сегодня глобализирует проблему и смотрит дальше зубов. Ценные знания, полученные в ходе обучения, научной и практической работы в Сеченовском Университете, позволяют врачам клиники данного учебного заведения найти истинную причину частых обращений по поводу кариеса и гиперестезии, быстрого износа пломб, коронок, эстетических нарушений и т. д. То, что вызывает затруднения у других специалистов в Санкт-Петербурге, здесь является рядовой задачей, решить которую не составляет труда.

ДИСФУНКЦИЯ ВНЧС: ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ, КАК ДИАГНОСТИРУЕТСЯ?

Нарушение функциональности ВНЧС является междисциплинарной патологией. К её лечению должны быть привлечены несколько специалистов: гнатолог, невролог, отоларинголог, ортопед, психолог и пр. Сообща такая проблема решается быстрее и качественнее.

Дисфункция ВНЧС представляет собой отсутствие координированной деятельности его составляющих, мышечные и окклюзионные нарушения. Основными симптомами патологии являются болевые ощущения в области сустава, висков, шеи, шумовые эффекты при движении челюстью, проблемы с пережёвыванием пищи, дикцией, ночные скрежетания зубов, храп. Нередко у пациентов с дисфункцией ВНЧС есть претензии к своей внешности (красоте лица, зубов, осанки).

Обнаружить истинную причину появления множества жалоб на общее и стоматологическое здоровье пациента удаётся после очной консультации с врачом с углублёнными гнатологическими знаниями. Тщательный сбор анамнеза, осмотр и физикальное обследование позволяет поставить предварительный диагноз. Подтверждение дисфункции ВНЧС даёт рентген, КТ, МРТ, УЗИ. В гнатологии также большее диагностическое значение имеют результаты проведённой электромиографии, фоноартрографии, гнатодинамометрии.

Функциональные нарушения ВНЧС следует отличать от таких заболеваний, как артроз, артрит, синовит, гемартроз, вывих и подвывих нижней челюсти. Хотя эти патологии могут быть следствием или дополнять друг друга. Потому здесь важны результаты дифференциальной диагностики.

ЛЕЧЕНИЕ ВНЧС: ЧТО ЭФФЕКТИВНО?

Современная медицина отдаёт предпочтение органосохраняющим, атравматичным и малоинвазивным методам терапии. В случае отсутствия эффекта от консервативного лечения, с учётом тяжести патологии ВНЧС может быть назначена и операция.

Врачи нашей клиники помогают повысить качество жизни и избавить от клинических проявлений функциональных нарушений челюстного сустава путём осуществления следующих манипуляций:

1. Установка специальных кап или шин. Это помогает нивелировать нарушения смыкания челюстей, способствует исправлению прикуса.
  2. Проведение фармакотерапии. Пациенту назначаются миорелаксанты (Мидокалм, Калмирекс, Тизалуд, Сирдалуд) внутримышечно и/или внутрь, психотропные препараты (Флуоксетин), обезболивающие и противовоспалительные средства из группы НПВС (Нимесил, Дексалгин, Кетанов, Кетонал), хондропротекторы, препараты кальция и пр.
  3. Внутрисуставные инъекции. Пациентам таким образом вводят Ботокс или его аналоги, физ. раствор, гиалуронат натрия. Это помогает расслабить жевательные мышцы, сместить в нормальное положение суставной диск, заменить синовиальную жидкость.
  4. Физиотерапия ВНЧС. Это может быть фонофорез, например, с гидрокортизоном, лечение токами различной амплитуды и силы, миогимнастика. Данные методы помогают снять боль, отёк, воспаление, спазм мышц.
  5. Хирургическое вмешательство. Является крайней мерой, но эффективной и окончательной. Проводится хондропластика диска ВНЧС, головки сустава нижней челюсти. Иногда требуется ушивание внутрисуставных связок и капсулы.

Уровень проведения диагностических и лечебных мероприятий в клиники Сеченовского Университета можно считать беспрецедентно высоким. То, что умеют делать здесь, практически никто не может повторить за пределами центра, так как либо не имеет соответствующей подготовки или же оборудования.

АРТРОЗ ВНЧС: ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДИСФУНКЦИИ И ЧЕМ ОПАСЕН?

Цена бездействия при функциональных нарушениях ВНЧС — разрушение сустава. Данный дегенеративный процесс врачи называют артрозом. Это уже не просто ограничение функциональности и вызванным им дискомфорт. При артрозе нарушается питание тканей сустава, теряется эластичность, характерна дистрофия. ВНЧС меняет структуру и форму. И явно не в лучшую сторону.

Остеоартроз нарастает постепенно. Сначала это утренняя скованность в суставе, щёлканье, тупые боли при разговоре или жевании. Отсутствие адекватной помощи со стороны врачей приводит к развитию синовита, тугоподвижности челюсти, деформации лица, онемению в области поражённого органа, снижению слуха, цефалгии.

Пациентам с артрозом ВНЧС требуется изменение образа жизни, питания, немедленная помощь стоматолога-ортопеда и гнатолога, лекарственная терапия. На поздних стадиях развития заболевания поможет только челюстно-лицевой хирург.

АНКИЛОЗ ВНЧС: ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ И МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ИЗЛЕЧЕН КОНСЕРВАТИВНО?

Прямые удары в челюсть, гнойно-воспалительные заболевания в области лица, нарушения внутриутробного развития, сепсис новорождённых, родовые травмы могут привести к разрастанию соединительной ткани, сращению сустава с костью. Это неизбежно приводит к тому, что ВНЧС перестаёт двигаться, как положено, вплоть до полного обездвиживания. В результате больной не может питаться нормально, говорить, дышать, спать. А при рвоте возникает опасность асфиксии. Потому анкилоз требует безотлагательного лечения. На начальных стадиях болезнь поддаётся консервативной терапии:

• применение ультразвука;
  • использование аппарата, излучающего магнитные волны;
  • проведение электрофореза;
  • введение гиалуронидазы, разрушающей соединительную ткань;
  • внутрисуставные инъекции;
  • принудительное раздвижение челюсти под наркозом.

Однако если речь идёт о костном сращении, то никакие лекарства, аппараты и гимнастика не помогут. Для обеспечения нормальной жизни пациенту с анкилозом требуется операция. Как правило, это остеотомия и применение имплантатов. Но и на этом лечение не заканчивается. Далее следует реабилитационный период, ортодонтический этап и при необходимости ментопластика.

Пациенты с анкилозом — сложные и как никто нуждающиеся в помощи профессионалов.

АРТРИТ ВНЧС: ПРОСТОЕ ВОСПАЛЕНИЕ ИЛИ ЧТО-ТО БОЛЬШЕЕ?

Как известно всем медикам, окончание -ит в каком-либо термине, диагнозе означает воспаление. В случае с артритом воспалительный процесс определяется в суставе. Так как ВНЧС соединяет височную и челюстную кость, то патология проявляется в виде острой, резкой боли, отдающей в ухо или в висок. В этой же области наблюдается отёчность и покраснение кожных покровов, температурная реакция.

Артрит ВНЧС может быть следствием перенесённой инфекции, травмы или же проявлением общего заболевания, в том числе аутоиммунного. Воспаление при этом не проходит бесследно. Функциональные ткани расплавляются, на их место приходит соединительная, которая не позволяет суставу работать в прежнем режиме, двигать челюсть и возникают проблемы стоматологического и иного характера. Часто возникающие артриты ВНЧС влекут за собой развитие необратимых процессов. При этом заболевание хорошо поддаётся лечению. Порой достаточно антибиотикотерапии, приёма НПВС, стероидов и физиотерапии.

ОСТЕОАРТРОЗ ВНЧС: ПОЧЕМУ ЭТО ОТДЕЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ?

Артроз и остеоартроз не являются синонимами. Это две разные болезни. Однако остеоартроз может являться поздней стадией артроза.

Дифференциальную диагностику помогают провести следующие факты:

1. Причиной артроза может стать практически что угодно, в частности наследственность. Разрушение костной ткани при остеоартрозе является следствием исключительно плохой трофики тканей, нарушений обмена, регенерационной способности.
  2. Остеоартроз «любит» мелкие суставы, коими и являются ВНЧС. Артрозы же поражают чаще крупные.
  3. Деформация кости — главный признак остеоартроза. Для простого артроза это не характерно.

В протоколах лечения остеоартроза имеются хондропротекторы (Структум, Артра, Терафлекс), анальгетики и НПВС для купирования болевого синдрома, препараты для нормализации фосфорно-кальциевого обмена (Остеогенон, Кальций Д3 Никомед). Показано ношение ортопедических шин и кап, микроволны, ультразвуковая и лазерная терапия. При сильных разрушениях кости устанавливаются имплантаты.

Стоматологи нашей клиники способны отличить артроз от артрита, анкилоз от остеоартроза, а также знают, где имеет место дисфункция ВНЧС. Назначением стандартного, как под копирку, лечения врачи этого заведения не занимаются. Каждый клинический случай для них — это возможность применить свою методику, наиболее подходящую для данной ситуации, ещё раз доказать состоятельность как научного деятеля и подтвердить безупречную личную и коллективную репутацию.